В предыдущих частях мы подробно говорили о цветах, цветовой композиции и приемах использования цвета. Однако мы не рассматривали важный момент: как исправить уже существующую фотографию или публикацию, которая была испорчена неправильными настройками? Вопрос вовсе не праздный: большинство снимков, сделанных цифровой камере "на автомате", с автоматическими настройками, нуждаются в тоновой и световой коррекции. Также в коррекции нуждаются отпечатки на фотопленке, если использовался стандартный цикл "фотографирование" -> "проявка" -> "сканирование". Ведь на каждом этапе могла вноситься ошибка!
В данной части мы рассмотрим приемы тоновой и цветовой коррекции фотографий с использованием стандартных средств редактора Photoshop. В принципе, можно использовать и любые другие редакторы, включая The GIMP, Photo Finish, ACDSee, Irfan View, XnView и другие, с "оглядкой" на их интерфейс и качество преобразования. Photoshop здесь выбран как наиболее распространенный. Также к этим редакторам существует множество дополнений, в том числе и для коррекции изображений. Но автор о них не рассказывает – они почти все платные, а польза от "автоматической" коррекции точно такая же, как и для "автоматической" съемки.
F.1. Когда нужна коррекция фотографии, а когда ее следует избегать.
F.2. Коррекция контрастности и яркости.
F.3. Коррекция "светлоты" и насыщенности цвета.
F.4. Простейшая цветокоррекция.
F.4.1. Коррекция баланса белого на всей фотографии. Коррекция цветовых оттенков "Hue".
F.4.2. Коррекция цвета в RGB и CMYK моделях. Исправление перекосов цвета на всей фотографии.
F.4.3. Коррекция цвета в "тенях" и "светах".
F.5. Исправление "тональности" фотографии в Photoshop.
F.5.1. Гистограммы яркости и цветового тона. Как с ними работать.
F.5.2. Исправление тональной композиции с помощью инструмента "уровни".
F.5.3. Исправление тональной композиции и цветового диапазона с помощью инструмента "Кривые".
Из вступления становится ясным, что цветокоррекцию необходимо осуществлять в следующих случаях:
Снимки нельзя подвергать коррекции, если это:
Примечание: снимки, полученные в первых двух пунктах и подвергшиеся коррекции, уже не могут быть использованы для доказательства и подтверждения имеющихся фактов.
Наиболее часто встречается следующий брак при съемке фотографий:
Это наиболее очевидная, часто встречающаяся и наиболее часто игнорируемая ошибка фотографов. Она связана чаще всего с неверной постановкой освещения сцены и в неправильном определении экспозиции. Она характеризуется:
Эти нарушения исправляются путем изменения положения рычажков "контрастность" и "яркость" в диалоговом окне: "контраст и яркость". Следует отметить (для начинающих), что, увеличивая значения на ползунке контрастность мы увеличиваем "яркость" светлых элементов, а увеличение значения на ползунке "яркость" мы увеличиваем "светлоту" темных участков. Отсюда вывод: при максимальной контрастности и низкой яркости изображение различимо, а наоборот – нет.
Задание: "поиграйте" ползунками "яркость" и "контрастность" в диалоговом окне графического редактора. Эта игра способна развить Ваше цветовое ощущение.
Иногда, в случае неправильного выбора экспозиции (недодержки) встречаются нарушения не только яркости и контраста изображения, но и таких параметров цвета, как "насыщенность" ("saturation") и "светлота" ("lightness"). Эти параметры регулируются путем регулировки соответствующих ползунков на диалоговой панели "Hue/Saturation/Lightness" или "Adjustment" -> "HSL-model".
Важно! Этим инструментом нужно пользоваться только в том случае, когда настройка "Adjustment" -> "Brightness/Contrast" ("Регулировка" -> "Яркость/Контраст") не позволяет достигнуть нужного качества цветопередачи. Неумеренное использование этого инструмента может испортить отпечаток!
Как уже отмечалось выше, на фотографиях часто возникает нарушения баланса белого цвета. Чаще всего нарушения баланса белого цвета наблюдаются в случае неправильно определенной так называемой цветовой температурой белого цвета.
Известно, что белый цвет – это спектр всех излучаемых длин волн, от красного до фиолетового цвета. В частности, такой спектр излучает нагретое до высокой температуры физическое тело. Однако, максимум спектральной составляющей (иначе – частота световой волны, имеющей в спектре максимальную интенсивность) будет находиться в разных местах, в зависимости от температуры теле. При низких температурах эта составляющая смещается в красную, а при высоких температурах – в синюю сторону.
То же самое происходит и при освещении сцены естественными и искусственными источниками света. Так, среди всех источников света самую "высокую" цветовую температуру имеют: голубое небо, пасмурное небо, освещение солнечным цветом в зимнюю погоду. Ниже по цветовой температуре располагаются: галогенная лампа, солнечный день, морской пляж, листва деревьев. Наиболее "низкой" цветовой температурой обладает лампа накаливания.
Самое интересное заключается в том, что мозг человека способен сам определять цветовую температуру и "подстраивать" свое восприятие белого цвета, вне зависимости от температуры источника освещения. Но не так обстоят дела с фотографией. При фотосъемке камера "тупо фиксирует" весь свет, падающий на светочувствительный элемент, не делая никакой поправки на цветовую температуру. Поэтому, вполне возможно, при съемке в морозную погоду, Вы обнаружите снег синим, при съемке на море тела купающихся людей будут иметь неестественный красный оттенок, а любимый мамин сервиз при освещении лампой накаливания будет желтого цвета. Поэтому при фотографировании в разных условиях освещенности делается поправка на цветовую температуру источника. Особенно легко такие настройки менять в цифровых камерах. И именно на них так легко неправильно задать цветовую температуру!
Нарушения цветового баланса может происходить в следующих случаях:
Для регулирования цветовых оттенков, смещенных в красную или синюю сторону, лучше всего использовать диалоговую панель "Adjustment" -> "Hue/Saturation/Lightness", используя инструмент Hue.
Примечание: перед регулировкой определите, равномерно ли смещены цветовые оттенки по всему полю изображения, не надо ли вначале применить регулировку контраста и яркости. Только убедившись в необходимости именно этого инструмента, применяйте его.
Помимо неправильного определения цветовой температуры фотоснимка, могут возникать более серьезные нарушения цветопередачи. Например, при сканировании цветной фотографии с непрогретой лампой сканера возможны такие нарушения цветопередачи, как превалирование на фотографии зеленого цвета.
Вообще "позеленение" и "покраснение" фотографических снимков – типичная проблема для фотографии, как для цифровой, так и для аналоговой. И, если проблема заключается только в избытке, превалировании одного цвета на всей фотографии, то эта проблема решается путем регулировки цветов в RGB- и CMYK-палитре. Для этого нужно выбрать инструменты "Adjustment >" -> "Color Balance..." ("Регулировка >" -> "Цветовой баланс..."). При выборе этого пункта появляется диалоговое окно, в котором расположены три ползунка, регулирующие соответственно красный-голубой, зеленый-пурпурный и желтый-синий оттенки.
По-умолчанию ползунки выставлены на нулевой уровень (посередине полосы). Перемещая их вправо, мы увеличиваем красные (Red), зеленые (Green) и синие (Blue) оттенки, уменьшая соответственно голубые (Cyan), пурпурные (Magenta) и желтые (Yellow) оттенки. Перемещение ползунка влево (уменьшение уровней) приводит к противоположному эффекту
Замечание: Желательно регулировку цветов осуществлять за один раз. Если это затруднительно (например, цветовые искажения расположены неравномерно по фотографии), переходите к следующему пункту.
Иногда возникают такие изменения цвета, которые невозможно исправить путем однократной цветовой коррекцией (как в HSL-, так и в RGB/CMYK-палитрах). Например, неправильно определенный баланс цвета зимнего пейзажа может оставить правильную передачу в тенях (деревьев, животных, людей), однако цвет снега при этом будет неправильным - зеленым.
Необходимо в этом случае осуществлять регулировку цветового баланса, установив на соответствующем инструменте регулировке цветового баланса, яркости и насыщенности флажки "Тени" ("shadows") или "Выделить" ("Select"). В этом случае цветовая коррекция будет осуществляться не на всей фотографии, а только на тенях или выделенной области.
Помимо цветовой коррекции, устраняющие "перекосы" в цвете и освещенности снимка, одним из важнейших элементов коррекции фотографий является тоновая коррекция. Вкратце напомним здесь о тоне и тональной композиции.
Как известно, приемами построения композиции является композиция в темных и светлых тонах. Тон композиции – это преобладание темных ("теней") или светлых ("светов") участков по всему листу. Наиболее грубая ошибка в выборе композиции – это фотография в "серых" тонах, без ярко выраженных светлых и темных областей и контраста. Но, к сожалению, иногда, при неправильно заданных параметрах камеры, может как раз получиться композиция "в серых" тонах. Исправлением таких фотографий является тоновая коррекция изображения.
Для отображения и регулировки тона (тональной коррекции фотографий) часто используются так называемые тональные гистограммы. У этой гистограммы есть "абсцисса" – величина "Светлости" тона (цвета) на фотографии, слева светлые тона (до абсолютно белого), справа темные, до абсолютно черных, и "ордината" – количество пикселей с заданным тоном. При правильно построенной композиции гистограмма яркости имеет следующий вид:
Наиболее часто встречаемые ошибки в построении тональной композиции и/или задания параметров съемки выглядят на гистограмме следующим образом:
Помимо гистограммы основных тонов ("Master" – в англоязычном описании) в редакторе Photoshop возможно построение диаграмм для каждого вида канала – красного, зеленого и белого. Назначение и управление ими такое же, как и на основной гистограмме, только здесь регулируется не яркость изображения ("белое" – "черное"), а цветовые оттенки (например, голубой-красный).
Инструмент "Уровни" вызывается из меню Photoshop "Image" -> "Adjustment >" -> "Levels..." ("Изображение" -> "Регулировка >" -> "Уровни..."). В диалоговом окне данного инструмента нарисована гистограмма (по-умолчанию – гистограмма яркости, тональности – "Master", но можно выбрать и диаграммы цветовых каналов). Ниже гистограммы, на ползунке у горизонтальной оси расположены три маркера, соответствующие (слева направо): точке с абсолютно ярким (белым) тоном, 50% серым тоном, абсолютно темным фоном. Еще ниже расположены три "пипетки" ("Eyedropper") для белого, 50% серого и черного цвета. С помощью этих элементов можно проводить тоновую коррекцию изображения. Изменения, вызванные работой документа, непосредственно видны в окне изображения.
Перемещая правый ползунок влево, мы тем самым назначаем более светлым участкам изображения темный цвет, тем самым как бы "растягивая" белые участки. Общий вид – более темный тон рисунка. Соответственно, перемещая левый ползунок вправо, мы делаем более темные участки изображения светлыми. Результат – более светлая гамма. Перемещая серый ползунок вправо, мы делаем рисунок "темнее" (за счет расширения светлой области и сужения темной), а перемещая влево – светлее. Перемещая одновременно все три ползунка, можно изменить гистограмму рисунка (а вместе с ним – и его качество) до неузнаваемости.
Замечания по применению инструментов. Перемещая "ползунки" на инструменте "Уровни..." мы фактически растягиваем одни области и сужаем другие. При этом происходит потеря информации о цвете. Примером может служить гребенка для расчесывания волос на резинке. Да, мы можем растягивать или сужать саму гребенку, но количество "зубцов" в ней ограничено, и мы можем только увеличивать и сужать уже имеющиеся промежутки, а не удалять или создавать новые зубцы! Именно поэтому при работе с инструментом "уровни" возникает побочный эффект – сужение "фотографической широты", или, по-другому, "цветового диапазона". Поэтому общее правило: для редактирования фотографии берите инструмент с максимально возможной разрядностью цвета.
Использовать элементы "ползунки" инструмента "Уровни", конечно, удобно, но искомый результат достигается не сразу. Гораздо более удобно (разумеется, для новичка) использование элементов "пипетка" этого инструмента. Для пользования этими элементами необходимо:
Применить изменения изображения инструментом "Уровни..." можно, выбрав в диалоговом окне кнопку "Ok" или нажав клавишу "Enter".
Другим важным инструментом, позволяющим осуществлять тоновую коррекцию фотографии, является инструмент "Кривые..." ("Curve..."). Сразу отметим, что этот инструмент есть не только у редактора Photoshop (как было с предыдущим инструментом), но и у других, более простых редакторов и просмотрщиков, а также у программ сканирования фотографий (так называемых TWAIN-модулей). Вызывается этот элемент с помощью команд меню: "Image" -> "Adjustment >" -> "Curves..." ("Изображение" -> "Регулировка >" -> "Кривые...")
Этот инструмент представляет собой квадрат, разделенной прямой диагональю пополам. По оси абсцисс откладывается текущая яркость (тон) пикселей изображения, а по оси ординат – результирующий тон пикселей, полученный после применения инструмента. По-умолчанию, тон пикселей не меняется (прямая диагональ). Тон может быть как основным ("Master"), так и по каналам (RGB, CMYK и т.д.).
Диагональ, нарисованную в окне инструмента "Кривые", можно перемещать, добавлять и убирать узлы изгибов, изменять кривизну и форму линии. При этом будет меняться тон пикселей (непосредственно) и общий вид и тональность фотографии (зависящие от тона пикселей). Следует отметить следующие случаи, с помощью которых можно ориентироваться в эффектах от формы кривой:
C помощью инструмента "Кривые" можно добиться все мыслимые настройки (и искажения) тональности фотографии. Применение эффектов, полученных на инструменте "Кривые", осуществляется выбором кнопки "Ok" или нажатием клавиши "Enter".
Иногда использование стандартных инструментов для коррекции фотографий применять неудобно. Причинами могут быть, например, наличие нескольких искажений, вызванные неопытностью дизайнера, недостаточностью у него цветового зрения, недостатком времени для тонкой подгонки изображения с помощью нескольких инструментов и т.п. К счастью, для таких случаев есть специальные фильтры (Plug In к программе Photoshop, которые в автоматическом и полуавтоматическом режиме корректируют фотографии). Эти фильтры так и называются – фильтры для коррекции фотографий. Наиболее распространенные из них автор приводит ниже.
Дополнительные фильтры для коррекции фотографий: