Назад...   К содержанию выпуска   Далее...

 

B. Наука о цвете

П Л А Н

B.1. Для чего нужен цвет в публикациях?

B.2. Цветовой круг.

B.3. Дополнительные цвета и триады.

B.4. Теплые и холодные цвета.

B.5. Эмоциональный фон. Выразительность. Визуальные направляющие.

B.6. Выбор цветов. Работа с многоцветными изображениями.

B.7. Реклама цветов.

B.1. Для чего нужен цвет в публикациях?

Решение о том, как должен использоваться цвет и нужен ли цвет вообще, должен применять дизайнер и фотохудожник заранее, до начала работы с материалом.

Как средство дизайна цвет применяется:

Некоторые цветовые комбинации смотрятся лучше, некоторые хуже. Одни цвета способны сочетаться, другие – нет. Надо не только уметь работать с цветами, но и знать, когда применять цвет.

Как и любое средство оформления публикации, цвет нужно использовать осторожно. Произвольное размещение цветов на полосе редко приводит к хорошему результату. Цвет ради цвета – это распространенная ошибка оформления, за которую расплачиваются порчей публикации.

Иногда даже незначительное внесение цвета резко повышает выразительность публикации. Карты, схемы, диаграммы особенно хорошо смотрятся в цвете. Цвет также резко усиливает выразительность простых и четких рисунков.

С помощью цвета можно значительно улучшить вид старых черно-белых фотографий, при привнесении в них желтого или зеленого цвета.

Все вышесказанное говорит о преимуществах и недостатках использования цвета. Положения науки об использовании цвета смотри далее.

B.2. Цветовой круг.

Вначале приведем основные характеристики цвета.

Основные характеристики цвета. В природе существуют две группы цветов: 1) ахроматические, т.е бесцветные, к которым относят белый, черный и все серые цвета, и 2) хроматические, т.е цветные.

Хроматические цвета различаются по следующим основным признакам: цветовому оттенку (тону), чистоте цвета, насыщенности цвета, светлости или относительной яркости.

Цветовым оттенком называется то, что заставляет отнести данный цвет к одному из спектральных цветов. Различия в цвете, обозначаемые словами: красный. желтый, зеленый, синий, и есть различия по цветовому оттенку. Цветовой оттенок характеризуется соответствующей длиной световой волны.

Чистота цвета определяется наличием примеси белого цвета в данном спектральном цвете. Чистый спектральный цвет имеет чистоту, равную 100%.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия данного хроматического цвета от ахроматического (серого) цвета. Так, красный или синий спектральные цвета кажутся более насыщенными по сравнению, например, с желтым спектральным цветом, даже если они оба имеют чистоту, равную 100%.

Насыщенность не следует путать с чистотой цвета.

Светлота, или относительная яркость цвета – это способность окрашенной в тот или иной цвет поверхности отражать цвет или, если среда прозрачная, пропускать цвет. Следовательно, светлота цвета характеризуется коэффициентом спектрального отражения (или пропускания) для данного цвета. Светлоту цветных поверхностей или цветных прозрачных сред определяют путем сравнения их с нейтрально-серыми телами, имеющими одинаковые коэффициенты отражения. (пропускания) при одинаковой освещенности.

Наука о цвете начинается с рассмотрения так называемого цветового круга. Построение его следующее:

  1. Чертится круг, и он делится на двенадцать (не менее) частей.
  2. Части круга по очереди закрашиваются в цвета:

Цветовой круг

Рис. B.01. Цветовой круг
(с двенадцатью основными цветами).

Свойства цветового круга следующие:

  1. Смешение цветов, расположенных в вершинах правильного треугольника (описанного вокруг цветового круга), дает белый цвет. Это так называемые цветовые триады.
  2. Вычитание из белого света какого-либо сектора цветового круга придает ему цвет противоположного сектора (так называемые дополнительные цвета).
  3. Цвета в круге заметно отличаются по яркости и "близости" к белому цвету. Наиболее близким к белому цвету является желтый цвет. Наиболее близкими к черному – фиолетовый цвета.
  4. Разделение на теплые и холодные цвета

    Рис. B.02. Холодные (Cool) и теплые (Hot) цвета.

  5. Цвета в цветовом круге делятся на "холодные" и "теплые". В круге, нарисованном на рисунке B.02., слева расположены холодные оттенки, а справа – теплые.

B.3. Дополнительные цвета и триады.

Определение дополнительных цветов и триад дано в п. B.2., где дается определение цветового круга. Здесь же рассмотрим эти понятия по-подробнее.

Дополнительные цвета и триады (звезда)

Рис. B.03. Дополнительные цвета (Additional, черные линии)
и триады (Triades, голубые линии).

Как следует из названия, дополнительный цвет как бы "дополняет" текущий цвет до белого. Следовательно, если материал поглощает "основной" цвет, глаз человека увидит этот материал окрашенным в дополнительный цвет. Это необходимо учитывать при печати цветными чернилами на цветной бумаге. Дополнительный цвет также противоположен по яркости основному. Так, желтый и синий цвета резко различаются по яркости (близости к белому цвету). В то же время цвета зеленый и магента (светло-пурпурный) близки по яркости.

Цветовые триады служат основой для построения цветовых моделей. С помощью любой триады можно получить белый (или дополнительный к нему – черный) цвета, и вообще всю гамму цветового круга. С помощью двух цветов этого достигнуть невозможно.

Для основных оттенков в палитре публикаций лучше всего подбирать дополнительные цвета и/или триады. Именно эти сочетания оттенков (hue) лучше всего смотрятся на публикации. В то же время не рекомендуется сочетать оттенки, близкие на цветовом круге. Это – 100% несочетающиеся цвета. Лучше использовать немного оттенков, но варьировать их насыщенность и яркость (см. раздел C.4.)

Фотографируя объекты окружающего мира, делая цветные публикации, не забудьте проверить, как будут выглядеть Ваши работы дальтониками. Большинство людей, страдающих дальтонизмом, не различают только красные цвета. Хотя встречаются и люди, не различающие зеленые и синие цвета. При этом вовсе не значит, что дальтоники видят неразличаемые ими цвета в "черном" цвете. В их мозгу как-бы "записана" выявления цвета при неполной о нем информации. И мозг позволит им скомпенсировать отсутствие соответствующих рецепторов! Единственно, что не может их мозг – различить цвета одинаковой яркости и насыщенности.

На сайте http://www.vischeck.com/ можно получить информацию о том, как видят наш мир дальтоники, и скачать дополнение (Plug In) к графическому редактору Photoshop для проверки правильности подбора цветов.

B.4. Теплые и холодные цвета.

Важную роль в создании цветовой композиции играет разделение цветов на теплые и холодные. Это разделение легко заметить на цветовом круге (см. рисунок B.01). На этом круге выделяется "теплая" красно-желтая область и "холодная" синяя область, разделенная вертикальной линией. Это разделение трудно объяснить на уровне физики – разделение на "два лагеря" происходит, скорее, на уровне подсознания.

С детства мы привыкли, что солнце, огонь, углы и все источники тепла имеют красно-желтые оттенки, а снег, вода, небо – сине-голубые и сине-зеленые оттенки. Это закрепляется у нас в подсознании, и диктует нам восприятие цвета. Но есть также "нарушители" этого разбиения. Так, светло-бежевая луна, бордовые цвета являются холодными цветами, а светло-голубое свечение нагретых тел имеет теплый цвет.

Яркие, теплые тона создают эффект движения в сторону смотрящего и кажутся ближе. Теплые цвета привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов публикации.

Холодные цвета кажутся удаляющимися и создают эффект движения в сторону от смотрящего. В публикации холодные цвета могут вызвать ощущение отчужденности и изоляции, а может, наоборот, быть успокаивающим и ободряющим.

Эффект движения, вызванный сочетанием теплых и холодных цветов, используется дизайнерами. Для фона ими выбирается холодные оттенки, а для объектов на переднем плане – теплые. Так, если Вы посмотрите на фотографии, сделанные на презентациях и пресс-конференциях, Вы увидите докладчиков на голубом фоне. Такой фон придает значительность и важность фигуре докладчика. Этот прием можно порекомендовать начинающим дизайнерам.

Как правило, лучше работают цветовые решения, основанные на доминировании холодной или теплой гаммы цветов, а не на равномерном смешении оттенков. При этом в публикациях, где преобладают теплые тона, холодные оттенки могут использоваться для оформления выделений и усиления контраста, и наоборот.

Необходимо учитывать еще одно явление – влияние окраски фона на восприятие цвета. Цвет фона может изменять оттенок основного цвета и производимое им впечатление. На рисунке 2 оба кружка закрашены одинаковым голубым цветом.

B.5. Эмоциональный фон. Выразительность. Визуальные направляющие.

Цвет может использоваться для выражения общего настроя документа, передающего его читателю до момента чтения им публикации. Искусно подбирая холодные оттенки, можно подчеркнуть легкомысленность, элегантность или строгость публикации.

Насыщенные теплые тона действуют возбуждающе или передают ощущение близости.

Привнесение даже одного цвета в черно-белый документ не только делает его более привлекательным, но и помогает направить внимание читателя к важным разделам сообщения. Вы можете выделить цветом связанные информационные блоки или использовать цветные линейки для разграничения сообщений. Не следует, однако, размещать слишком много цветных элементов на полосе. Соблюдайте меру, и выдерживайте стиль публикации!

Цвет – не просто украшение, он может иметь чисто практическое значение. Об использовании цветных элементов в качестве направляющих уже говорилось в предыдущем абзаце. Рубрики и повторяющиеся разделы часто выделяются определенным цветом. Например, разметка, нанесенная у наружного края страницы, плашки разных цветов значительно упрощают "навигацию" в журнале.

Начало текстовых блоков часто выделяется буквицей. Если сделать ее цветной, привлекательность документа сразу повысится.

В конце статей можно размещать небольшие цветные символы, которые будут выступать в роли ориентиров конца статьи, и помогут разбить монотонность серого текстового поля.

Цвет также помогает добиться стилистического единообразия в пределах всего документа или крупной публикации.

Различные комбинации цветов позволяют улучшить читаемость текста. Удачными сочетаниями можно назвать черный цвет на желтом фоне и оранжевый цвет на белом фоне.

Встречаются также нечитаемые комбинации. Желтый цвет на розовом фоне скорее привлечет внимание, но определенная "нервозность" такого документа, возникающая вследствие контраста и взаимодействия оттенков, крайне затруднит его восприятие.

Кроме того, составляя цветовую гамму документа, учитывайте, что примерно 10% людей на планете страдают дефектами цветового зрения. Для них некоторые сочетания цветов (например, розового и голубого) могут быть полностью неразличимы, и Ваши дизайнерские изыски могут у них вызвать резкое неприятие. Учитывайте это при составлении гаммы Ваших работ, и пользуйтесь соответствующими утилитами, чтобы узнать, как Ваши работы видят дальтоники.

B.6. Выбор цветов. Работа с многоцветными изображениями.

Прежде всего замечание: пользуйтесь цветом осторожно! Это мощное средство дизайнера, помогающее привлечь и удержать внимание читателей, направить его в нужную сторону, Но цветовое оформление ни в коем случае не должно отвлекать внимание читателя, а тем более противоречить содержанию публикации.

При подготовке публикации поэкспериментируйте с разными цветами, прежде чем выбрать окончательный вариант. Важно уже на ранних стадиях работы точно знать, где и для чего используется цвет. Обязательно учитывайте общую тональность публикации (этюд в темных или светлых тонах). Важно также назначение документа: передача информации, сообщение важной новости, убеждение в чем-то или обучение чему-нибудь? Выбранный цвет обязательно должен это отразить.

Если Вы сомневаетесь в выборе цвета, следуйте общепринятым тенденциям. Существует мода на цвета – точно также, как на одежду и другие вещи.

Благодаря техническому прогрессу сегодня почти любой дизайнер или пользователь настольной издательской системы может заняться подготовкой многокрасочной публикации. Выбор же тех или иных дизайнерских решений непосредственно зависит от требуемого качества цветных иллюстраций. Обычно происходит выбор между цветными струйными, лазерными принтерами и сублимационными устройствами. Компромиссное решение может быть найдено на основе таких факторов, как качество, скорость и затраты. Поэтому выбор цветовой палитры будет зависеть еще от конечного выбора выводящего устройства. Подробнее о выводящих устройствах смотри в разделе E.

Подведем итоги. Для подбора цвета к многокрасочным публикациям необходимо:

  1. Использовать модные цвета.
  2. Для контраста используйте дополнительные цвета и триады.
  3. Смело меняйте насыщенность и яркость цветов, используя скрининг и растрирование.
  4. Ограничение на скрининг и растрирование нужно учитывать при выборе выводного устройства для печати изображений.
  5. Соблюдайте баланс цветов (теплые и холодные) и общую тональность публикаций.

B.7. Реклама цветов.

Вкратце сделаем разбор "психологии" основных цветов.

Красный

Цвет крови символизирует поток жизненной силы. Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет – идеальный "раздражитель". Поэтому недаром он признан наиболее сексуальным. Он также самый "агрессивный", и в больших количествах действует угнетающе. Красный неуместен там, где нужно расслабиться: в спальнях и будуарах. В то же время небольшие элементы красного действуют жизнеутверждающе, обостряют реакцию, помогают сосредоточиться. В любом случае красный цвет вызывает мощную реакцию, и осознание его потенциала жизненно важно для эффективного использования в дизайне.

Желтый.

Этот цвет создает оптимистичное и бодрое настроение и, к тому же, прекрасно сочетается с остальными цветами. Теплые "солнечные" оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда. В различных культурах желтый (золотой) цвет обозначает богатство.

Оранжевый.

Годится для тех, кто хочет еще больше усилить ощущение "теплоты" и жизнерадостности. Оранжевый цвет представляет собой сочетание красного цвета человеческой крови и желтого цвета солнечного диска. Находясь посередине между желтым и красным, он обладает характеристиками обоих цветов. Этот цвет немного авантюрен, его особенно ценят оптимисты и любители приключений. В больших количествах оранжевый цвет может угнетать, вызывать депрессию.

Зеленый.

Представляет собой сочетание синего и желтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии. Особенно благотворен он на холериков, на которых оказывает успокаивающее воздействие. Зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым, пробуждает осознание жизни. Мы чувствуем себя активными и обновленными, поскольку зелень ассоциируется с ростом и развитием. Но бледно-зеленый цвет может быть и признаком недомогания.

Синий.

Самый популярный среди цветов "холодной" гаммы. Оттенки синего создают ощущение покоя и несут расслабляющий и "освежающий" эффект. Вода и небо окружают нашу планету голубой оболочкой. Синий цвет создает ощущение глубины, тайны и приглашает к исследованиям. Это цвет независимости и тяги к приключениям. Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские – совершенство и бесконечность, а иссиня-черные – авторитет и власть.

Фиолетовый и пурпурный.

Это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. "Теплый" красноватый оттенок приносит в фиолетовый цвет неожиданности и одновременно сдерживается "холодным" синим. Пурпурный символизирует царственное величие: бремя лидерства нести также тяжело, как, к примеру, выделать пурпурную ткань. Этот цвет указывает на духовность и уравновешенность. Человек, который держится спокойно и с достоинством, противоположен человеку, впадающему в ярость. Выражение "побагроветь от ярости" выражает негативный оттенок пурпурного цвета.

Белый.

Наряду с черным создает отдельную от спектральных группу цветов. С помощью белого (а также светлых пастельных тонов) можно визуально расширить пространство, придать ощущение воздушности, невесомости. Белый цвет можно воспринимать как провокационный или нарушающий статус-кво, так как он заставляет все остальные цвета выступать наружу. Ничто не может быть скрыто на белом фоне.

Черный.

Также хорош для контрастного подчеркивания и выделения других цветов. На черном фоне они "звучат" особенно ярко и выразительно. Однако выбирать черный превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он вызывает мрачное и подавленное настроение. Черный цвет поглощает все остальные, и как таковой считается неблагоприятным. Однако это не означает, что им нельзя пользоваться как элементом декора или внешней отделки в сочетании с голубым или серебристо-стальным цветом. Черные буквы на белом фоне – наиболее естественный стандарт полиграфии, который не смог пошатнуть технический прогресс.

 

Назад...   К содержанию выпуска   Далее...